понедельник, 25 июля 2016 г.

Екатеринбург - Казань - Екатеринбург (июль 2016). Удмуртия. Воткинск

19 июля  - Пермский край - Чайковский

Новое путешествие началось утром 19 июля. Из Екатеринбурга выехали около 8-ми часов утра. Немного задержал объезд ремонта моста в пос. Решеты на московском тракте.

В Чайковском оказались в 15.30.
Дорога была разной: и новенький асфальт, и раздолбай. Трафик небольшой.
Поразило отсутствие асфальта в Чайковском. Дороги здесь - страшная беда, особенно для тех, кто видел хорошее покрытие.
Постарались увидеть три современных достопримечательности:
1) стела "Скрипичный ключ" (2014)
2) храм Георгия Победоносца (2003-2007гг)
3) Площадь Чайковского, памятник Чайковскому (2008).
Оказывается, что в городе есть два памятника композитору, но мы посетили только этот на площади. Левая рука гения вычерчивает музыку, очень похоже на игру на фортепиано. Нашу догадку подтвердили в Воткинске в музее.

Другой монумент, созданный в 1973 году и находящийся на улице Ленина, мы искать не стали.
Все достопримечательности современные, так как город очень молодой, ему всего 60 лет.
Город на юго-западе Пермского края, 82 тысячи жителей.
Начал строиться в 1955 году одновременно с Воткинской ГЭС на Каме. Город с 1962 года.

Впечатлиться городом не смогли, так как всё делали на ходу, чтобы успеть в Воткинск до закрытия музея. Смотреть по сторонам не позволило отсутствие асфальта.
19 июля  - Удмуртия - Воткинск
Важным событием первого этапа нашего путешествия стала переправа через Каму по Воткинской ГЭС.
Воткинская ГЭС - важный узел сети электроснабжения Уральского региона России.
Всего на Каме создан каскад из трех гидроэлектростанций: Камской, Воткинской, Нижнекамской.
Смотровой площадки нет, с подъездами к станции в нижней части реки также проблемно.
Нам удалось увидеть только то, что просматривается с трассы: два шлюза для судов и некоторые сооружения ГЭС. В состав сооружений входят: здание гидроэлектростанции длиной 273 м (307 м с монтажной площадкой), водосливная бетонная и земляные плотины, судоходный однокамерный двухниточный шлюз с низовым подходным каналом и верхней защитной дамбой.
При пересечении моста мы попали в Удмуртию, и время остановилось на час (часы перевелись на час назад).
В 16.50 местного (удмуртского) времени мы добрались до Воткинска и прибежали в музей-усадьбу Петра Ильича Чайковского. Спасибо местным организаторам, что дождались и попытались провести экскурсию. Некоторые моменты рассказа сопровождающей нас дамы были интересны и даже запомнились.
При входе в дом, где в 1840 году родился композитор, наше внимание было обращено на фото семьи Чайковских. Это фото сделано в 1848 году после отъезда семьи из Воткинска и является единственным, где Петр запечатлен ребенком.
В Воткинске семья Чайковских прожила 11 лет, а через некоторое время после отъезда в Санкт-Петербург, Илья Петрович (отец) был назначен управляющим Алапаевскими заводами. Так что часть своего детства великий русский композитор П. И. Чайковский (с 1849 по 1850 гг.) провёл в Алапаевске (Свердловская область). Заметим, что на сайте музея дана неполная информация, Алапаевск как период детства не упоминается.

Загадка разбитого стекла была раскрыта в одном из залов музея.
"- О эта музыка! Моя музыка! Она у меня внутри! - воскликнул маленький Петруша. Он с детства страстно любил музыку и на праздничных вечерах не отходил от музыкантов ни на шаг. Но в этот вечер он вдруг исчез. Обеспокоенная его отсутствием гувернантка француженка Фанни Дюрбах поднялась наверх в детскую и видит, что мальчик лежит и громко плачет.
- Что случилось, мой мальчик?
На что он ей ответил: - Эта музыка.
- Какая музыка, в доме тихо?
- О эта музыка. Она у меня тут - и показал на свою голову. - Она не дает мне покоя! Уберите ее".
Мальчика постоянно преследовали звуки и он скорее стремился к роялю. Иногда такое состояние доводило ребенка до нервного срыва. Матушка, обеспокоенная здоровьем сына, чаще всего инструмент закрывала. Тогда он играл на том, что попадется под руку. Например, если сидел у стола, как на рояле, по спинке стула набивал мелодии. И однажды он до того сильно молотил по стеклу преследовавшие его звуки, что разбил стекло. Он сильно поранил руку. На звон разбитого стекла прибежала матушка Пети Александра Андреевна. Первое, что она услышала от сына было: - Моя музыка! Я ее играл, а она разбилась.
- Не плачь, мой мальчик, - сказала матушка. - Ты еще вырастешь большим, напишешь музыку и ее услышит очень много людей.
Впервые к роялю его подвела мама. Первой же учительницей музыки была Мария Марковна Пальчикова.

А вот вторым учителем стал механический музыкальный органный инструмент - оркестрина

Еще одна гордость музея - старинный рояль, к которому прикасались руки композитора.

Восемь счастливых детских лет прожил Чайковский в Воткинском доме. Дом счастливого, беззаботного детства. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности.
Приятное место. Вход на территорию усадьбы свободный. Эта часть является парковой. Приятно было бы погулять, посидеть на лавочке, но время работы музея закончилось, и нам пришлось удалиться. Немного напугал маленький дождик, но очень быстро  засветило солнышко.
Мы вышли на набережную водохранилища реки Вотки. Открылись прекрасные панорамы и поверхности воды, и плотины, и завода.

Удивительное сочетание разных этапов истории: храм, памятник Ленину и завод.

Воткинский завод - градообразующее предприятие.
Первые изделия завода - якоря - ковались более 100 лет.
История завод и сам завод - это история и жизнь города. Неудивительно, что дети рисуют именно этот пейзаж.

Прогулкой по набережной завершилось наше знакомство с городом Воткинск.